Стоит ли менять масло в АКПП?
В любом автосервисе можно встретить призыв заменить трансмиссионную жидкость. Но владельцы автомобилей с АКПП не всегда спешат с этим мероприятием.
Этому потакают автопроизводители, которые говорят, что масло сохранит свои свойства на весь срок службы агрегата. А вот мастера настаивают, что регулярное Опель, Мазда, Kia обслуживание – это необходимость. Разберемся, на чьей стороне правда.
Зачем в АКПП масло
Жидкость в трансмиссии называется ATF. Ей отводится много функций, без нее АКПП не может работать. Масло в «автомате» влияет на:
- Состояние узлов. В коробке передач много трущихся элементов, из-за чего они изнашиваются, ATF смазывает их и замедляет износ.
- Охлаждение. Во время работы АКПП выделяется тепло, которое необходимо отводить, масло этим и занимается.
- Обеспечение рабочего давления.
- Рабочая жидкость в гидравлических узлах.
- Передача крутящего момента от коленчатого вала мотора к планетарному ряду.
У ATF уникальные свойства, которых нет в других жидкостях в автомобиле. Логично предположить, что в процессе работы они постепенно снижаются. В частности, трансмиссионная жидкость разжижается, теряются полезные компоненты, загрязняется. Это негативно сказывается на работе КПП.
Почему ухудшается состояние ATF
Любое масло в процессе эксплуатации снижает качество. Виной этому температура, давление и нагрузки. Кроме этого стоит отметить следующие причины:
- Агрессивная манера вождения, когда часто переключаются передачи, используются высокие скорости, резкий старт и тормоз.
- Грязь, попадающая через систему охлаждения.
- Металлическая стружка. Несмотря на наличие смазки, трущиеся детали все равно разрушаются, образуя стружку. Чтобы улавливать ее, устанавливается фильтр, но если его вовремя не менять, то он забивается и начинает пропускать загрязнения. Стружка попадает на узлы коробки передач, из-за чего происходит их ускоренный износ.
Даже если соблюдать все правила и предписания, масло от времени и нагрузок все равно теряет свойства. Как минимум теряется вязкость и консистенция. Поэтому коробка начинает работать хуже.
Как часто менять масло в АКПП
Первым делом нужно отталкиваться от регламентов производителя коробки передач. Например, в Киа Рио 4 замена масла в АКПП рекомендуется каждые 90 тыс. км пробега. Но это достаточно условные цифры, ведь во многом ресурс жидкости зависит от условий эксплуатации и возраста машины.
Если автомобиль с большим пробегом, то ATF в нем меняется каждые 30 тыс. км. Для более новых этот период может быть 55 тыс. км. Такие же цифры уместны и в случае с вариатором.
Во всем этом учитывается способ езды. Если машина ежедневно преодолевает десятки километров по бездорожью, часами простаивает в пробках, буксирует прицеп, перевозит тяжелые грузы, то периодичность замены нужно сократить хотя бы на треть. К тому же жара негативно сказывается на состоянии рабочей жидкости. Однако и морозы ничего хорошего не приносят. Поэтому зимой нужно прогревать коробку, а езда на холодную ее быстро убьет.
Как понять, что масло в коробке пора менять?
Когда масло исчерпывает ресурс, это негативно сказывается на поведении АКПП. Когда у ATF недостаточные свойства, постепенно начинают ломаться и детали коробки. После этого и начинают проявляться разные симптомы.
Обычно первым сигналом является появление вибрации и толчков во время разгона или торможения, смены передач. Иногда скорости могут пропускаться, залипать или отсутствовать. Когда состояние «автомата» доходит до критического, это замечает ЭБУ, оповещая водителя ошибкой «Чек». Проблема в том, что в этом случае уже мало будет поменять масло – придется ремонтировать коробку.